Ъ - Вертолет ответил за козла (Источник: Газета «Коммерсантъ» № 3(4058) от 13.01.2009 )
В Республике Алтай вчера на месте крушения вертолета Ми-171 с направлявшимися на охоту VIP-пассажирами начала работу следственная группа и эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Ими уже обнаружены параметрический и речевой самописцы, которые отправлены на расшифровку. Что же касается версий катастрофы, унесшей жизни семерых человек, в том числе полпреда президента России в Госдуме Александра Косопкина, то, по данным "Ъ", к обнародованной ранее может добавиться еще одна. Согласно ей, трагедия произошла из-за того, что пассажиры вертолета решили поохотиться на горных козлов прямо с воздуха. При этом Ми-171 опустился слишком низко и зацепил хвостовым винтом склон горы."
Вчера в ущелье Уландрык (70 км от райцентра Кош-Агач), где накануне после двухдневной поисковой операции были обнаружены обломки вертолета Ми-171 "Газпромавиа", прибыла оперативно-следственная группа и заместитель председателя комиссии авиационных происшествий МАКа Георгий Ячменев, возглавляющий техническое расследование катастрофы. Следственная группа была разделена на две: первая обследовала тела погибших, вторая — обломки вертолета, которые были разбросаны в радиусе нескольких десятков метров по западному склону горы Черной. Составление документов и фотосъемка продолжались до наступления сумерек. В это же время эксперты МАКа приступили к так называемому полевому этапу расследования трагедии. На месте падения вертолета специалистами этого ведомства были обнаружены параметрический и речевой самописцы. Они отправлены на расшифровку в Москву. По словам руководителя инспекции по безопасности полетов компании "Газпромавиа" Сергея Чернышева, "черные ящики" находятся в хорошем состоянии и их исследование не должно занять много времени.
Тем временем представители Западно-Сибирского следственного управления на транспорте обнародовали первую информацию о проведенных исследованиях топлива, которым был заправлен потерпевший аварию вертолет. Ранее сообщалось, что именно некачественный керосин мог вызвать катастрофу. По словам референта Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Татьяны Дубенюк, у специалистов ОАО "Авиапредприятие "Алтай"", которые и проводили соответствующую экспертизу, вопросов к качеству топлива не возникло. Впрочем, по данным "Ъ", официальные выводы о качестве авиатоплива будут сделаны после того, как образцы керосина исследуют еще в двух лабораториях — в Барнауле и Москве.
Между тем, как стало известно "Ъ", помимо топливной у следствия появились основания изучить еще одну версию случившегося. Ее якобы высказал в приватной беседе с друзьями один из выживших участников событий. Согласно ей, трагедия произошла из-за того, что пассажиры вертолета решили поохотиться прямо с борта машины. По просьбе кого-то из пассажиров командир Ми-171 снизился до минимально возможной высоты, чтобы охотники то ли подобрали со склона подстреленного горного козла, то ли чтобы им было удобнее целиться в животных. В какой-то момент вертолет слегка развернуло, и он зацепил хвостовым винтом склон горы. Двигатель остановился, и машина, упав на склон, скатилась в ущелье. При этом часть пассажиров вылетела в открытый люк.
Официально подтвердить или опровергнуть эту версию участники расследования вчера отказались, заявив, что первоначальные выводы можно будет сделать по результатам расшифровки показаний бортовых самописцев. В "Газпромавиа" "Ъ" буквально заявили: "Всякое может быть".